воскресенье, 01 ноября 2009
www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=4563&ab...КУЗМИН МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ (6[18].10.1872—1.03.1936), ПОЭТ, ПРОЗАИК, ДРАМАТУРГ, ЧЛЕН СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА (СРН). КУЗМИН Михаил Алексеевич (6[18].10.1872—1.03.1936), поэт, прозаик, драматург, член Союза русского народа (СРН).
Родился в Ярославле в дворянской старообрядческой семье, детские годы прошли в Саратове, с 1885 жил в Петербурге, учился в гимназии, затем поступил в консерваторию по классу композиции, был учеником Римского-Корсакова, однако консерваторию по болезни не окончил. Много путешествовал по Италии, Египту и др. странам, а также по старообрядческим селениям севера России.
читать дальшеВ разгар смуты 1905 искал опору в патриотических организациях. В дневнике 11 нояб. записал: «“Русское собрание” не унывает, есть “Союз русских людей”; и видя это, слыша это, окруженный этим, а не газетными воплями, я чувствую себя бодрее». А 29 окт. 1905 Кузмин записался в СРН, встретив в штаб-квартире Союза множество русских людей всех сословий: рабочие приносили взносы и списки желающих вступить в Союз, тут же находились офицеры, дамы, чиновники, мужики. Его записывал в СРН барон М. Ф. Таубе, который задал Кузмину всего два вопроса: «Вы православный? Вы патриот?» Вдохновленный увиденным, по пути домой Кузмин задавался вопросом: «Конечно, движение делают не два жида, но отчего и Лассаль, и Маркс, и Бебель — евреи? И русские освободительные деятели, и Носарь, и Гольдштейн, и Гапон, и Гершуни?» Для характеристики его политических воззрений показательна запись в дневнике 2 дек. 1905, посвященная вышедшему т. н. «финансовому манифесту» — провокации, нацеленной на создание паники на рынке: «Вышел “манифест” всех мерзавцев. Я говорю сам для себя и называю все своими именами; жиды и жидовствующие нахалы, изменники и подлецы губят Россию; они ее не погубят, но до полнейшей нищеты и позора могут довести… Я ненавижу всеми фибрами души этих наглых выскочек и их прихвостней… Что им Россия, русская культура, история, богатство? Власть, возможность изблевать свое лакейское, поганое краснобайство, дикая пляска наглых осатанелых жидов». Однако свидетельств активного участия Кузмина в монархическом движении до нас не дошло. После революции он остался в России, не принимая никакого участия в политике.
В начале литературного пути примыкал к символистам, затем в его творчестве обозначился переход к акмеизму. Поэзия, проза и драматургия Кузмина обращены к чувственно-осязаемому, предметному миру, в изображении которого господствует мотив иллюзорности, зыбкости, непостоянства («Разве меньше я стану любить эти милые хрупкие вещи за их тленность?»). В поэтическом
мироощущении Кузмина доминируют утонченность и изящество, переходящие в манерность, стилизация, обнажающая условный характер реминисценций, снисходительно-иронический взгляд на вещи. Отсюда же — своеобразие образного рисунка, нарочитые «небрежности» слога и ритма, призванные сообщить интонации наивность безыскусной речи. «Дар стиха певучего и легкого» (В. Брюсов) позволил Кузмину заметно раздвинуть ритмический диапазон камерной лирики (напр., в «Александрийских песнях», написанных свободным стихом). В его творчестве на первый план выдвинут момент «игры» театрального и кукольного представления, «священного фарса» (А. Блок), что сближало его с художниками «Мира искусства» (К. Сомов, С. Судейкин и др.). В прозаических «жизнеописаниях» Кузмина («Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро», 1919, и др.) острая занимательная фабула диктуется «капризами судьбы», повинуясь которой герои испытывают множество приключений и метаморфоз. Со временем в стиле Кузмина сгущаются утрировка, гротеск, приемы т. н. остранения. В поздних произведениях намечаются модернистские тенденции, близкие сюрреализму («Для Августа», 1927; «Лазарь», 1928).
С 1924 его постепенно вытесняют из литературной жизни. Последний сборник стихов вышел в 1929, после чего в печати не появилось ни одной его книги, и он вынужден был заниматься переводами из Боккаччо, Апулея, Шекспира, писал по вопросам литературы, театра, живописи. Умер в Ленинграде в нищете, похоронен на Волковом кладбище.
Соч.: Собр. соч. Т. 1—9. Пг., 1917—18; Нездешние вечера: Стихи. Пг., 1921; Вторник Мари: Представление в 3-х ч. для кукол живых или деревянных. Пг., 1921; Параболы: Стихи. 1921—22. Пг., 1923; Условности: Статьи об искусстве. Пг., 1923; Новый Гуль: Стихи. Л., 1924; Форель разбивает лед: Стихи. 1925—28. Л., 1929.
Лит.: Дневники 1905—07. СПб., 2001.
А. С., А. К.
@темы:
патриотизм,
история,
исторические личности,
поэты,
религия
Михаил Кузмин был гомосексуалист, и это одна из причин, почему его не печатали в советское время. В школах его не проходят, даже не упоминают нигде.
Про это я знал и раньше, но вот про то. что Кузмин был членом СРН - нет
почему в данной статье нет упоминания - понятно: сайт патриотической направленности, гомосексуализм для них явление грязное, греховное и неприемлимое.
а вообще - зря. ибо можно быть геем и славянофилом. это как раз бы позволило националистам по-другому взглянуть на людей...
*я как-то чуть было не купила дневник Кузмина 0.0 но меня отпугнула цена, и я не была уверена, что мне понравится его слог.*
Кроме Кузмина ещё был один славянофил-поэт, также гомосексуалист, Сергей Городецкий.