Каждый воин, каждый народ, каждая любовь должны иметь своё Отечество (с)
30.01.2015 в 18:02
Пишет N.K.V.D.:БОЛГАРСКИЙ "КАМИКАДЗЕ".
В тот трагическо-героический день в налете на столицу Болгарии участвовали 150 тяжёлых бомбардировщиков B-24 и B – 17 из 15-й воздушной армии США, которых прикрывали 100 истребителей прикрытия Р-38. Когда в 3-ю авиагруппу пришел приказ на взлет, то оказалось, что на "Мессершмитте" Bf-109G-2 Списаревского не запускается двигатель, и эскадрилья взлетела без него. В результате ему пришлось срочно пересесть в резервный истребитель, числившийся за штабом группы. Димитар Светозаров Списаревский родился 19 июня 1916 года в городе Добриче на севере Болгарии. Он происходил из древнего болгарского рода, представители которого были воинами, поэтами, музыкантами, политическими деятелями Третьего Болгарского царства. Поскольку после окончания Первой мировой войны район Болгарии, где находился Добрич, отошел Румынии, его семья переехала в Софию, где Димитар поступил в Царскую военную школу. Списаревский с детства отличался горячим характером и несколько раз подвергался суровым дисциплинарным наказаниям. Ещё в школе Димитар был известен своими твёрдыми националистическими, монархическими и крайними антикоммунистическими убеждениями. Он принимал активное участие в деятельности болгарской молодёжной националистической организации "Легион" и часто участвовал в уличных потасовках с левыми.
В частности, на демонстрации посвященной несправедливости Нёйиского договора, Димитар жестоко избил своего соученика, коммуниста Стояна Гюрова, (много позже этот персонаж стал членом ЦК БКП и болгарским послом в Москве, что весьма показательно) за что он на год был отчислен из школы и направлен в качестве рядового в пехотный полк в город Ямбол. В конце концов, в 1938 году Списаревский все-таки успешно заканчивает школу и получает звание подпоручика.
Осенью 1938 года подпоручик Списаревский в числе группы из 15 человек был направлен в Германию в авиашколу в городе Кауфбейрен. В марте 1939 года после завершения курса первоначальной летной подготовки пятеро пилотов, среди них и Списаревский, продолжили обучение в истребительной школе Люфтваффе в городе Вернойхен. После того как в июле 1939 года все пилоты вернулись в Болгарию, подпоручик Списаревский был направлен во 2-ю истребительную авиагруппу майора К. Георгиева, базировавшуюся на аэродроме Карлово, в составе которой он летал на истребителе PZL Р.24. В апреле 1942 года Списаревский был назначен инструктором в авиашколу, находившуюся на аэродроме Долна-Митрополия.
Летом 1943 года он вместе с подпоручиком Михаилом Бановым для изучения тактики действий немецких истребителей командирован в истребительные группы Люфтваффе, размещенные во Франции на побережье Ла-Манша. После окончания боевой командировки был включен в состав 3-й авиагруппы 6-го орляка.
Стоит отметить, что летом 1943 года, во время своей службы в качестве летчика-истребителя, Списаревский лично возглавлял антипартизанские операции, направленные против диверсионных отрядов болгарских коммунистов, которые были заброшены в Болгарию с территории СССР еще летом 1941 г. Так, например 26.05.1943 г. пехотная рота из состава его авиаполка под личным руководством Списаревского, после жестокого боя в окрестностях Карлово, уничтожила диверсионную группу коммунистов, взяв в плен только двоих из них.
Тем временем, в конце 1943 года Союзники с целью вывести Болгарию из войны, приступили к операции "Point blank" , предусматривавшей нанесение серии бомбовых ударов по Софии и другим объектам на территории страны. Масштабы налётов впечатляют. В течение 1943-44 гг. самолеты союзников атаковали 168 целей, лишь две цели являлись военными — аэродром Карлово и казармы в Нише. Всё остальное —гражданские объекты.
Днем прицельное бомбометание вели американские В-17 Flying Fortress, В-24 Liberator и В-25 Mitchell. Их прикрывали Р-38 Lightning, а позднее, с марта-апреля 1944 г., и куда более опасные Р-51 Mustang. Болгарские истребители оказывали отчаянное сопротивление, хотя соотношение сил в воздухе часто приближалось к 1:20 в пользу союзников. Бомбили Болгарию так же, как и Германию — днём прилетали американцы и швырялись бомбами более-менее прицельно, ночью прилетали англичане и производили ковровое бомбометание, действуя по принципу "Чтобы уничтожить что-то, надо уничтожить все".
Димитар со свойственной ему горячностью рвался принять участие в отражении налетов союзнических "соколов" на Софию. Свой первый и, как затем оказалось, последний боевой вылет поручик Списаревский совершил 20 декабря 1943 года.
В тот трагическо-героический день в налете на столицу Болгарии участвовали 150 тяжёлых бомбардировщиков B-24 и B – 17 из 15-й воздушной армии США, которых прикрывали 100 истребителей прикрытия Р-38. Когда в 3-ю авиагруппу пришел приказ на взлет, то оказалось, что на "Мессершмитте" Bf-109G-2 Списаревского не запускается двигатель, и эскадрилья взлетела без него. В результате ему пришлось срочно пересесть в резервный истребитель, числившийся за штабом группы. В 65 км юго-западнее Софии, над селом Долни-Пасарел, между американцами и болгарами завязался ожесточенный воздушный бой. Списаревский с ходу столкнулся с двумя бомбардировщиками B – 17 и В-24 и сразу "в лоб" атаковал их. Летающая крепость B – 17 в несколько мгновений получила серию прямых попаданий в двигатели и стремительно пошла вниз. Пилот второго тяжёлого бомбардировщика B-24, увидев прямо перед собой "Мессершмитт", инстинктивно потянул штурвал на себя, пытаясь уйти от столкновения.
В то самое время американские истребители прикрытия буквально изрешетили машину Списаревского огнём своих пулемётов, и он принимает решение таранить врага. И вот, уже ничего не могло остановить отчаянного болгарского лётчика - через несколько мгновений его "Мессершмитт" снизу врезался в фюзеляж бомбардировщика позади плоскостей. Раздался мощный взрыв, и горящие обломки обоих самолетов упали на землю. Это был первый таран в истории болгарской авиации и первая таранная атака на американские тяжёлые бомбардировщики.
23-летний американский лейтенант Джон Маклендон попавший в плен к болгарам после того, как его Р-38 в тот день был сбит болгарскими "Мессершмиттами", рассказал на первом допросе: "За несколько минут до того, как мой истребитель был сбит, я видел, как болгарский пилот на большой скорости атаковал в лоб один из наших бомбардировщиков. Он направил свой истребитель снизу вверх почти вертикально к бомбардировщику и ударил его в заднюю часть фюзеляжа. Самолет немедленно развалился на две части, как будто сквозь него прошел но, и передняя часть с крыльями и двигателями вертикально упала на землю, сопровождаемая разбитым истребителем. Это по-настоящему ужасная смерть даже для самого отважного летчика".
Другой американский лётчик – унтер - офицер Роберт Хенри Реннэр, единственный уцелевший из экипажа протараненного бомбардировщика, свидетельствовал: "Был сущий ад. Мы все были потрясены, когда ещё на третьей минуте увидели как одна наша «летающая крепость» падает. И минутой позже наш бомбардировщик затрясся из грозного удара, моторы загорелись и я не знаю что было дальше со мной."
Лейтенант Эдуард Тинкер, пилот "Лайтнинга" прикрытия, (его самолёт также был сбит и он пленён в тот самом бою) свидетельствовал: "Болгарские лётчики сражаются с таким ожесточением, как бы они защищали самую дорогую святыню мире. Для меня они полностью исчерпывают понятия непревзойдённой ярости в авиации."
Свидетель легендарного боя с болгарской стороны — подпоручик Михаил Георгиев — утверждал, что перед тем, как Списаревский таранил бомбардировщик, пушки его "Мессершмитта" замолкли, видимо, израсходовав весь боезапас.
Самолёт Списаревского упал на холм близ села Долни-Пасарел. С другой стороны села упал сбитый им бомбардировщик. Ему было всего 27 лет. Тело героя было найдено среди обгоревших обломков "Мессершмитта" совершенно не тронутое огнём. Он был посмертно награждён "Крестом за храбрость" и повышен в звании до капитана. Его погребли с воинскими почестями на Аллее лётчиков на Центральном софийском кладбище. Кроме того, его именем была названа одна из Софийских улиц, а так же несколько школ.
Героический акт самопожертвования болгарского летчика вселил страх в сердца англо – американских пилотов. Несмотря на полнейшее превосходство в воздухе союзнической авиации, английские и американские лётчики покрывались холодным потом, лишь только завидев очередной болгарский самолётик с косым чёрным крестом. Как рассказывал в плену американский лейтенант Джон Мюрхед (сбитый в болгарском небе 23 июня 1944 года) после атаки Списаревского "каждый из нас в последующих полетах над Болгарией боялся, когда мчащийся, как смерч, "Мессершмитт" приближался к его самолету".
Пропагандисты с радио BBC слали призывы болгарским лётчикам: "Мы знаем, что Вы безумно храбрые и отличные бойцы. Но Вас очень мало, откажитесь, больше нет смысла. Даже если Вы решили погибнуть как Списаревский до одного, Вам всё равно не хватит самолётов, чтобы сбить все наши бомбардировщики".
Стоит отметить, что посольство Японии, союзницы Болгарии во Второй Мировой войне, попросило болгарское министерство обороны сообщить все обстоятельства тарана, совершенного Списаревским. Затем его действия подробно освещались в японской прессе, подвиг болгарского лётчика приводился в качестве примера для подражания японским пилотам, готовившимся стать камикадзе.
В период правления Болгарской коммунистической партии (9 сентября 1944 — 10 ноября 1989) о Списаревском упоминается очень редко, только в специализированной военной, и авиационной литературе, и только вскользь, так как болгарам было неудобно лишний раз вспоминать, что во Второй мировой войне они участвовали на стороне гитлеровской Германии.
С 1990-х годов имя Списаревского получает известность. На месте гибели был воздвигнут памятник. В его родном городе Добрич назвали улицу его именем и установили барельеф с его изображением. На стене 22-го училища в Софии (бывшая Вторая мужская гимназия) в центре города и в квартале Дружба также установлен барельеф с изображением лётчика, также один из бульваров Софии тоже был назван в честь Списаревского, в память о лётчике защищавшем болгарскую столицу, в которой в 1943—1944 годах англо-американскими бомбардировками были убиты много мирных болгарских граждан и были полностью уничтожены многие здания.
URL записиВ тот трагическо-героический день в налете на столицу Болгарии участвовали 150 тяжёлых бомбардировщиков B-24 и B – 17 из 15-й воздушной армии США, которых прикрывали 100 истребителей прикрытия Р-38. Когда в 3-ю авиагруппу пришел приказ на взлет, то оказалось, что на "Мессершмитте" Bf-109G-2 Списаревского не запускается двигатель, и эскадрилья взлетела без него. В результате ему пришлось срочно пересесть в резервный истребитель, числившийся за штабом группы. Димитар Светозаров Списаревский родился 19 июня 1916 года в городе Добриче на севере Болгарии. Он происходил из древнего болгарского рода, представители которого были воинами, поэтами, музыкантами, политическими деятелями Третьего Болгарского царства. Поскольку после окончания Первой мировой войны район Болгарии, где находился Добрич, отошел Румынии, его семья переехала в Софию, где Димитар поступил в Царскую военную школу. Списаревский с детства отличался горячим характером и несколько раз подвергался суровым дисциплинарным наказаниям. Ещё в школе Димитар был известен своими твёрдыми националистическими, монархическими и крайними антикоммунистическими убеждениями. Он принимал активное участие в деятельности болгарской молодёжной националистической организации "Легион" и часто участвовал в уличных потасовках с левыми.
В частности, на демонстрации посвященной несправедливости Нёйиского договора, Димитар жестоко избил своего соученика, коммуниста Стояна Гюрова, (много позже этот персонаж стал членом ЦК БКП и болгарским послом в Москве, что весьма показательно) за что он на год был отчислен из школы и направлен в качестве рядового в пехотный полк в город Ямбол. В конце концов, в 1938 году Списаревский все-таки успешно заканчивает школу и получает звание подпоручика.
Осенью 1938 года подпоручик Списаревский в числе группы из 15 человек был направлен в Германию в авиашколу в городе Кауфбейрен. В марте 1939 года после завершения курса первоначальной летной подготовки пятеро пилотов, среди них и Списаревский, продолжили обучение в истребительной школе Люфтваффе в городе Вернойхен. После того как в июле 1939 года все пилоты вернулись в Болгарию, подпоручик Списаревский был направлен во 2-ю истребительную авиагруппу майора К. Георгиева, базировавшуюся на аэродроме Карлово, в составе которой он летал на истребителе PZL Р.24. В апреле 1942 года Списаревский был назначен инструктором в авиашколу, находившуюся на аэродроме Долна-Митрополия.
Летом 1943 года он вместе с подпоручиком Михаилом Бановым для изучения тактики действий немецких истребителей командирован в истребительные группы Люфтваффе, размещенные во Франции на побережье Ла-Манша. После окончания боевой командировки был включен в состав 3-й авиагруппы 6-го орляка.
Стоит отметить, что летом 1943 года, во время своей службы в качестве летчика-истребителя, Списаревский лично возглавлял антипартизанские операции, направленные против диверсионных отрядов болгарских коммунистов, которые были заброшены в Болгарию с территории СССР еще летом 1941 г. Так, например 26.05.1943 г. пехотная рота из состава его авиаполка под личным руководством Списаревского, после жестокого боя в окрестностях Карлово, уничтожила диверсионную группу коммунистов, взяв в плен только двоих из них.
Тем временем, в конце 1943 года Союзники с целью вывести Болгарию из войны, приступили к операции "Point blank" , предусматривавшей нанесение серии бомбовых ударов по Софии и другим объектам на территории страны. Масштабы налётов впечатляют. В течение 1943-44 гг. самолеты союзников атаковали 168 целей, лишь две цели являлись военными — аэродром Карлово и казармы в Нише. Всё остальное —гражданские объекты.
Днем прицельное бомбометание вели американские В-17 Flying Fortress, В-24 Liberator и В-25 Mitchell. Их прикрывали Р-38 Lightning, а позднее, с марта-апреля 1944 г., и куда более опасные Р-51 Mustang. Болгарские истребители оказывали отчаянное сопротивление, хотя соотношение сил в воздухе часто приближалось к 1:20 в пользу союзников. Бомбили Болгарию так же, как и Германию — днём прилетали американцы и швырялись бомбами более-менее прицельно, ночью прилетали англичане и производили ковровое бомбометание, действуя по принципу "Чтобы уничтожить что-то, надо уничтожить все".
Димитар со свойственной ему горячностью рвался принять участие в отражении налетов союзнических "соколов" на Софию. Свой первый и, как затем оказалось, последний боевой вылет поручик Списаревский совершил 20 декабря 1943 года.
В тот трагическо-героический день в налете на столицу Болгарии участвовали 150 тяжёлых бомбардировщиков B-24 и B – 17 из 15-й воздушной армии США, которых прикрывали 100 истребителей прикрытия Р-38. Когда в 3-ю авиагруппу пришел приказ на взлет, то оказалось, что на "Мессершмитте" Bf-109G-2 Списаревского не запускается двигатель, и эскадрилья взлетела без него. В результате ему пришлось срочно пересесть в резервный истребитель, числившийся за штабом группы. В 65 км юго-западнее Софии, над селом Долни-Пасарел, между американцами и болгарами завязался ожесточенный воздушный бой. Списаревский с ходу столкнулся с двумя бомбардировщиками B – 17 и В-24 и сразу "в лоб" атаковал их. Летающая крепость B – 17 в несколько мгновений получила серию прямых попаданий в двигатели и стремительно пошла вниз. Пилот второго тяжёлого бомбардировщика B-24, увидев прямо перед собой "Мессершмитт", инстинктивно потянул штурвал на себя, пытаясь уйти от столкновения.
В то самое время американские истребители прикрытия буквально изрешетили машину Списаревского огнём своих пулемётов, и он принимает решение таранить врага. И вот, уже ничего не могло остановить отчаянного болгарского лётчика - через несколько мгновений его "Мессершмитт" снизу врезался в фюзеляж бомбардировщика позади плоскостей. Раздался мощный взрыв, и горящие обломки обоих самолетов упали на землю. Это был первый таран в истории болгарской авиации и первая таранная атака на американские тяжёлые бомбардировщики.
23-летний американский лейтенант Джон Маклендон попавший в плен к болгарам после того, как его Р-38 в тот день был сбит болгарскими "Мессершмиттами", рассказал на первом допросе: "За несколько минут до того, как мой истребитель был сбит, я видел, как болгарский пилот на большой скорости атаковал в лоб один из наших бомбардировщиков. Он направил свой истребитель снизу вверх почти вертикально к бомбардировщику и ударил его в заднюю часть фюзеляжа. Самолет немедленно развалился на две части, как будто сквозь него прошел но, и передняя часть с крыльями и двигателями вертикально упала на землю, сопровождаемая разбитым истребителем. Это по-настоящему ужасная смерть даже для самого отважного летчика".
Другой американский лётчик – унтер - офицер Роберт Хенри Реннэр, единственный уцелевший из экипажа протараненного бомбардировщика, свидетельствовал: "Был сущий ад. Мы все были потрясены, когда ещё на третьей минуте увидели как одна наша «летающая крепость» падает. И минутой позже наш бомбардировщик затрясся из грозного удара, моторы загорелись и я не знаю что было дальше со мной."
Лейтенант Эдуард Тинкер, пилот "Лайтнинга" прикрытия, (его самолёт также был сбит и он пленён в тот самом бою) свидетельствовал: "Болгарские лётчики сражаются с таким ожесточением, как бы они защищали самую дорогую святыню мире. Для меня они полностью исчерпывают понятия непревзойдённой ярости в авиации."
Свидетель легендарного боя с болгарской стороны — подпоручик Михаил Георгиев — утверждал, что перед тем, как Списаревский таранил бомбардировщик, пушки его "Мессершмитта" замолкли, видимо, израсходовав весь боезапас.
Самолёт Списаревского упал на холм близ села Долни-Пасарел. С другой стороны села упал сбитый им бомбардировщик. Ему было всего 27 лет. Тело героя было найдено среди обгоревших обломков "Мессершмитта" совершенно не тронутое огнём. Он был посмертно награждён "Крестом за храбрость" и повышен в звании до капитана. Его погребли с воинскими почестями на Аллее лётчиков на Центральном софийском кладбище. Кроме того, его именем была названа одна из Софийских улиц, а так же несколько школ.
Героический акт самопожертвования болгарского летчика вселил страх в сердца англо – американских пилотов. Несмотря на полнейшее превосходство в воздухе союзнической авиации, английские и американские лётчики покрывались холодным потом, лишь только завидев очередной болгарский самолётик с косым чёрным крестом. Как рассказывал в плену американский лейтенант Джон Мюрхед (сбитый в болгарском небе 23 июня 1944 года) после атаки Списаревского "каждый из нас в последующих полетах над Болгарией боялся, когда мчащийся, как смерч, "Мессершмитт" приближался к его самолету".
Пропагандисты с радио BBC слали призывы болгарским лётчикам: "Мы знаем, что Вы безумно храбрые и отличные бойцы. Но Вас очень мало, откажитесь, больше нет смысла. Даже если Вы решили погибнуть как Списаревский до одного, Вам всё равно не хватит самолётов, чтобы сбить все наши бомбардировщики".
Стоит отметить, что посольство Японии, союзницы Болгарии во Второй Мировой войне, попросило болгарское министерство обороны сообщить все обстоятельства тарана, совершенного Списаревским. Затем его действия подробно освещались в японской прессе, подвиг болгарского лётчика приводился в качестве примера для подражания японским пилотам, готовившимся стать камикадзе.
В период правления Болгарской коммунистической партии (9 сентября 1944 — 10 ноября 1989) о Списаревском упоминается очень редко, только в специализированной военной, и авиационной литературе, и только вскользь, так как болгарам было неудобно лишний раз вспоминать, что во Второй мировой войне они участвовали на стороне гитлеровской Германии.
С 1990-х годов имя Списаревского получает известность. На месте гибели был воздвигнут памятник. В его родном городе Добрич назвали улицу его именем и установили барельеф с его изображением. На стене 22-го училища в Софии (бывшая Вторая мужская гимназия) в центре города и в квартале Дружба также установлен барельеф с изображением лётчика, также один из бульваров Софии тоже был назван в честь Списаревского, в память о лётчике защищавшем болгарскую столицу, в которой в 1943—1944 годах англо-американскими бомбардировками были убиты много мирных болгарских граждан и были полностью уничтожены многие здания.
@темы: история, исторические личности, война